Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни.

  Культура и духовность

 

  Экология, наука и здоровье

 

  Педагогика и образование

На свете много чудес, но величайшее из них - человек!

Rambler's Top100

Обращение Топкинского Рериховского общества в защиту «Мастер-банка»

 

В 1989 году был основан общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. И если бы не бескорыстная помощь одного из основателей Музея имени Н.К. Рериха Бориса Ильича Булочника, создание музея и сохранение переданного в Россию наследия Рерихов было бы невозможно. «Мастер-банк» «Мастер-банк»

Вот уже 22 года «Мастер-банк», возглавляемый Б.И. Булочником, финансируя деятельность общественного музея, возрождает в России лучшие традиции меценатства конца XIX – начала XX веков. Благодаря этой помощи музей превратился в многопрофильный научно-культурный центр, просветительская деятельность которого широко известна не только в России, но и за ее пределами. «Мастер-банк» «Мастер-банк»

За счет финансирования «Мастер-банка» фонды музея пополнились многими картинами Рерихов, которые были возвращены в Россию. Сегодня музей оснащен самым современным музейным оборудованием. Благодаря помощи «Мастер-банка» музей с начала 90-х годов проводит постоянные передвижные выставки картин Рерихов как в России, так и за ее пределами. При безвозмездной помощи мецената музея в Международном Центре Рерихов проводятся исследования культурного наследия Рерихов и ежегодные международные научно-общественные конференции, издаются труды Рерихов и других мыслителей. Научная библиотека и рукописный отдел МЦР, в котором хранится самый полный в мире архив семьи Рерихов, обслуживают ученых многих стран мира. «Мастер-банк» «Мастер-банк»

Особого признания заслуживает финансирование «Мастер-банком» работ по реставрации в центре Москвы памятника истории и культуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных» и воссозданию его полного исторического вида, которые по техническому заданию правительства Москвы проводит Международный Центр Рерихов без какой-либо финансовой поддержки государства. «Мастер-банк» «Мастер-банк»

Как истинный меценат российской культуры, деятельность которого является проявлением подлинного патриотизма, Б.И. Булочник оказывает и другую многостороннюю помощь российской культуре. Именно ему мы обязаны сохранением в России уникального вида русского искусства – жостовской росписи. Его имя значится среди членов Попечительского Совета Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Значителен вклад Б.И.Булочника и в развитие российской науки. «Мастер-банк» «Мастер-банк»

Медали, грамоты и прочие награды - вехи славных дел. В числе наград Бориса Ильича медали от Центра-Музея Рерихов, от Федерации космонавтики. Патриаршая грамота и многие другие. «Мастер-банк» «Мастер-банк»

Топкинское Рериховское общество просит Руководство Центрального Банка России возвратить лицензию банковской деятельности «Мастер–банку» и призывают всех, кому дорога российская культура, выступить в защиту мецената Международного Центра Рерихов «Мастер-банка» и его руководителя - Бориса Ильича Булочника. «Мастер-банк» «Мастер-банк»

22 ноября 2013 года                                                                                          г. Топки Кемеровская область

История

Музей «Красная горка»

 

Кемерово  отмечает 100-летие  своего первого рудника.

В музее-заповеднике «Красная Горка» закончилось создание новой экспозиции — шахты, оборудованной, как и положено, под землей. Желающим посмотреть, в каких условиях работали наши первые горняки (их изображают манекены), выдают настоящие шахтерские каски.

На Красной Горке также прошла презентация 8-го выпуска одноименного краеведческого альманаха. В нем много любопытного не только для любителей истории: интересующиеся искусством найдут там произведения местных поэтов и художников.

Историки, краеведы, культурологи, архитекторы, музейные работники, преподаватели и студенты вузов, школьные педагоги и учащиеся участвуют в работе научно-практической конференции «Историко-культурное наследие сибирских городов: изучение, сохранение, использование». В зале ДК шахтеров — полный аншлаг. На церемонии открытия конференции был представлен сборник материалов памяти известного кемеровского краеведа Ивана Балибалова «Летописец города». Из восьмидесяти лет жизни почти шестьдесят этот замечательный человек изучал историю родного края, накапливая материал для своей главной книги — о Кемерове. Вышедшая в свет в 1957 году, она потом переиздавалась четырежды.

Иван Твердовский

 

 

Кладбище культуры

Многие города и поселки становятся ареной молодежного насилия. По мнению социологов, причина не только в высоком уровне региональной безработицы и бедности, но и в катастрофическом падении народной культуры.

Речь не идет о высоких образцах. Россия, слава богу, по-прежнему восхищает мир, а иногда и нас своими талантами.

Проблема в другом. Капиталистическая «рационализация» отрезала население не только от высокой культуры, но и от культуры вообще. За последние 10–15 лет цены на билеты в театры и на концерты выросли в 100 и более раз. В областных центрах пока еще доживают остатки «советского резерва» интеллигенции. Но в сотне километров от Москвы, Питера идет настоящее культурное опустынивание. Массовые закрытия культурных учреждений начались в кризисные 1991–1992 годы. Все мы хорошо помним автомобильные и мебельные салоны в кинотеатрах, барахолки на стадионах и в выставочных залах. Это была стадия первобытного капитализма. Но и капитализм с либеральным лицом 2000-х годов выглядит не лучше. За последние годы в стране исчезло более 10 тыс. драматических театров и более 30 тыс. хоровых и хореографических коллективов. У нас на 1 тыс. населения в 10 раз меньше театров, чем в Германии или Финляндии.

Распад социальной инфраструктуры привел к тому, что по всей стране закрылись десятки тысяч муниципальных домов культуры, исчезли дома пионеров, где подростки имели возможность приобщиться хотя бы к азам культуры и творчества. «Сбрасывание» социальной сферы в промышленности повлекло закрытие тысяч рабочих клубов, которые обеспечивали доступный досуг миллионам людей. На селе почти повсеместно забиты окна деревенских клубов. Эти клубы и кружки, какими бы «балалаечными» они ни казались эстетам, выполняли важную социальную функцию. Там шел первичный отбор способных мальчиков и девочек «из народа». Сегодня их воспитателем становится не худрук, а «однорукий бандит».

Искусство в новой России перестало выполнять свою важнейшую общественную функцию — поддерживать стандарт гражданской нравственности и бытовой культуры.

Что сегодня молодые люди могут узнать по телевизору из бесчисленной череды ток-шоу и скабрезных шуточек записных смехачей? Сколько нужно иметь любовниц, чтобы прослыть крутым парнем? Как «срубить бабки»? Какой длины должен быть член? И сколько раз надо… — сами понимаете что. У нас что ни фильм, что ни сериал, то бешеная погоня за деньгами, попойки, мордобой, «красивый разврат». И неудивительно, что на вопрос социологов «Кем бы вы хотели стать?» молодые девушки из провинции нередко отвечают: любовницей богатого бизнесмена, женой иностранца, проституткой…

Разбуди идиота

В Музее частных коллекций хранится записная книжка великого советского пианиста Святослава Рихтера. Там перечислены десятки больших и малых городов, где мастер выступал перед поистине народной аудиторией. Далеко не все в провинции понимали масштаб его мастерства. Но это была его личная культурная миссия. Кто и с какой целью сегодня гастролирует по России? «Чесальщики», наяривающие под «фанеру» и думающие лишь о размерах гонорара.

Попса исказила высокий стандарт русской культуры. Стране навязываются блатная культура, пивной образ жизни, юмор ниже пупка. Такое впечатление, что наше телевидение работает под лозунгом «Разбуди в себе идиота». Удивимся ли мы, если завтра наша попса будет веселить нас припевом «Совокупляйся или проиграешь!».

Телевизионные начальники говорят: народ так хочет, людям нравится. Да, недавно показанный по НТВ «рвотный» фильм о людоедах действительно получил у телезрителей высокий рейтинг. Но нужно ли винить телезрителей? Ведь это наша «элита» настолько занизила культурный и нравственный уровень народа, что на телевидении высокие рейтинги получают самые страшные и самые грязные сюжеты.

Плюс дебилизация всей страны…

Все последние социологические опросы показывают, что в стране нарастает волна протеста против культурной дебилизации и «попсового террора». 80% населения уже воплем вопят, требуя введения цензуры на телевидении и в СМИ. Не пугайтесь! Не политической, а именно нравственной цензуры. Власть этого не слышит. Она самоустранилась от  культурной миссии. На Западе на культуру идет до 10% бюджета. У нас по-прежнему действует «остаточный» принцип. Такое ощущение, что власть и присосавшаяся к ней алчная телевизионно-рекламная «семейка» утратили даже чувство самосохранения. Ведь вслед за деградацией народной культуры будут падать и политическое сознание, и гражданская активность.

Деградация культуры уже сказывается на качестве «человеческого материала». Сегодня лишь 25% россиян считают демократию полезной для России. Резко падает интерес молодежи к политике. По недавним опросам ВЦИОМ, политикой интересуются лишь 2% молодых. В регионах набирают силы ультраконсервативные и националистические молодежные группировки. Культурная дебилизация населения (а следовательно, и электората) может вывести на арену поколение политиков самого крутого националистического замеса. На их знаменах уже сегодня все явственнее проступают коричневые пятна. И что самое парадоксальное — пробиваться к власти они будут под лозунгом «Очистим культуру от скверны». Так не лучше ли расчисткой заняться самим? Пока не поздно…

Разговор о судьбе русской культуры продолжает директор ГМИИ им. Пушкина Ирина АНТОНОВА.

Вячеслав КОСТИКОВ

И. Антонова: «Снимите агрессию. Сходите в музей!»

Почему нашим музеям живется трудно, отчего олигархи не хотят давать денег на высокое искусство? Почему в России за много лет так и не появились великие художники?

С ДИРЕКТОРОМ ГМИИ им. Пушкина Ириной АНТОНОВОЙ беседует главный редактор «АиФ» Николай ЗЯТЬКОВ.

«Сейчас в моде Сталин»

— ИРИНА Александровна, кто сегодня может помочь нашей культуре?

— Мне кажется, сейчас пришло время, когда богатые люди должны обратить свое внимание на культуру.

— А почему вы думаете, что это время пришло? Потому что бизнесмен купил яйца Фаберже?

— От того, что он их купил, никому не жарко и не холодно. Это же его личное достояние. Должны быть фонды и попечительские советы музеев. Вот, к примеру, у нас с 28 ноября начались «Декабрьские вечера». Как один из интереснейших эпизодов представлены работы людей, у которых живопись — это второе призвание: Михаил Чехов, Юрий Завадский, Серж Лифарь, Владимир Васильев, Фридрих Дюрренматт, Жан Кокто. Кому-то эта идея понравилась, нам помогли финансово. Но это не совсем верный подход. Сегодня понравилось — дали денег, а завтра — не дали. За границей почетно и выгодно быть членом попечительского совета при музее. А у нас, если говорить о больших взносах, то все опять упирается в закон о предоставлении льгот благотворителям. Этот закон не проходит через правительство уже много лет. Но ведь люди, дающие деньги, должны хоть что-то с этого иметь!

— Но ведь были такие меценаты, как Щукин, Морозов, Третьяков?

— Щукин и Морозов меценатами не были. У них государство просто-напросто национализировало коллекции. Они ничего не собирались дарить. А вот Павел и Сергей Третьяковы действительно свое собрание произведений искусства подарили городу. Вот это были меценаты!

— Когда говорят о качестве современного искусства и таланте нынешних обласканных властью художников, возникает такой вопрос: если их выставить на аукцион «Сотби», как вы думаете, дадут за эти картины большую цену? Или они окажутся «пустышкой»? И чем определяются сегодня качество и стоимость полотен, скульптур? Модой, именем автора или чем-то еще?

— Сегодня очень моден соцреализм. Иностранцы активно покупают картины со Сталиным. Но это другой интерес, он нехудожественный. А вот, к примеру, художник N, на полотнах которого нет Сталина, — не знаю, как он будет продаваться на аукционе. Давайте сравним картину художника N, но не с Рембрандтом (это некорректно), а с другим хорошим художником. И тогда можно доказать — глазами, словом, чем тот художник лучше другого. Чтобы понять качество картины, обязательно нужен сравнительный анализ. Здесь очень много компонентов: экспозиция, содержание, смысл, размер, соотношение цветов, общие колористические решения.

— А как же тогда абстрактная живопись?

— Абстрактная живопись, конечно, тоже имеет свое качество. Но сегодня в абстрактной живописи производится исключительно массовый продукт, который не имеет художественного значения. Когда ходишь по залам современных музеев, чувствуешь отвратительный запах. Знаете, отчего? Они ведь акрилом пишут, а он имеет специфический запах. Они восполняют нехватку таланта невероятным размером. Заметили, как «раздулись» картины? До 5–6 метров.

«Поход в музей — это ритуал»

— ВЫ ДУМАЕТЕ, это будущее нашего искусства?

— Нет. Полагаю, это все отомрет. Моя мечта — увидеть «зеленые листочки». Но пока я не вижу той почки, из которой вырастет новое настоящее искусство. У нас происходит невероятный перелом в культуре. Я называю это репродукционной (от слова «репродукция») культурой, которая появилась в результате технического развития. Мы же уже ничего не смотрим «живьем», музыку слушаем на диске, на картину смотрим в Интернете. Мы ушли от подлинника. Интернет убивает не только книгу, но и музеи. Помните, Виктор Гюго говорил, что книга убьет камень, то есть изображение на соборе. Она и убила. В архитектуре еще можно что-то сделать, но вот великой скульптуры уже нет. Нельзя создать великую живопись. Пока. Что будет дальше, я не знаю. Полагаю, Интернет свою историческую работу в плане отстранения людей от подлинника еще недоделал. Но ведь люди должны понимать, что репродукция, картина в Интернете, музыкальный диск — это все равно суррогат, подделка. Ведь чтение книги, поход в театр, посещение музея — это целый ритуал. Вот это ключевое слово — «ритуал»! Это очень важно для человека. Но это все уходит.

Я не против Интернета. Но нужно найти баланс. Современные интеллектуалы, писатели, искусствоведы должны объяснять людям, что нельзя удовлетвориться только репродукцией. Надо идти к самому источнику.

— Я часто слышу, как кто-то говорит, что просто не понимает смысла картин, поэтому и не ходит в музеи. Как бы вы посоветовали людям приблизиться к искусству, к его правильному восприятию?

— Все начинается с родителей. Ребенок сам не пойдет в музей, его надо туда отвести. Но не надо пытаться показать все сразу. А сходить, к примеру, только на Васнецова, предварительно подготовившись, прочитав что-то и о художнике, и о его картинах. Сегодня родители приводят детей к нам на курсы и говорят: «Спасите ребенка от улицы!» А что мы можем сделать, если он сам не хочет, если его по телевизору учат совершенно другому? Все каналы забиты попсой. Отдайте один канал детям! Сделайте для них образовательные программы. Пусть олигархи сложатся для такого канала. Вот это благородно. Это же для детей! У нас во дворе сидят молодые люди. На руках у них какие-то девочки. Все курят, пьют и разговаривают друг с другом спокойно, но только матом. Они не ругаются, это уже их повседневная лексика.

Как-то в нашей изостудии преподаватель предложил ребятам нарисовать так, как они видят, картину Пикассо голубого периода. На ней старый нищий сидит на земле, а рядом с ним маленький мальчик ест яблоко. И вот одна девочка так перерисовала эту картину: маленький мальчик протягивает яблоко бедному старику. Она его пожалела! Этот жест — он дорогого стоит. Это снятие агрессии. Так снимите же с себя агрессию, сходите в театр, в консерваторию или в музей.

P. S. «АиФ» поддерживает идею Ирины Александровны Антоновой и обращается к нашим читателям. Давайте совместными усилиями создадим образовательный российский телеканал. Кто «за»?

Фото Олега ДЬЯЧЕНКО

По материалам газеты "Аргументы и факты" № 48    2005 г.

К ПАРУСу Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


  Copyright © Интернет-агентство «ПАРУС»

Пишите нам на e-mail:  greenray@list.ru