Любовь, красота, знание

             

 
Предыдущая страница  На главную  Следующая страница

   5(13)  (12 мая 2004)  страница 9

  Rambler's Top100

      ОБЛАСТНАЯ  ОБЩЕСТВЕННАЯ  ГАЗЕТА  ДЛЯ  СЕМЕЙНОГО  ЧТЕНИЯ    



 

остров размышлений

 

 КТО ТАКОЙ ПРЕСТУПНИК?

«Преступники вырастают из детей, страдающих не из-за недостатка наказаний, а от недостатка любви»

Б. Спок.   

1. ПРЕСТУПНИКИ И НЕПРЕСТУПНИКИ.

Существуют ли  качества, которые отличают преступников от других людей?

      В науке до сих пор идет спор: отличается ли личность преступника от личности законопослушного гражданина?  Раньше  полагали: личность преступника  качественно отличается от личности других граждан. Однако  исследования в этой области привели к тому, что  данное мнение перестало быть доминирующим. При этом сторонники противоположного мнения исходят  из следующих соображений:

1.Уголовный закон изменчив в пространстве и во  времени. ( И  что же  произошло с «личностью спекулянта» при декриминализации  этого деяния?).

2.Все (или почти все) люди в течение жизни совершают хотя бы одно преступление.

3.Никто никогда не назвал ни одного  качества, присущего только преступнику. Агрессивность, вспыльчивость, корыстность, ревность  и  другие отрицательные качества  могут быть присущи каждому человеку.

4.У неосторожных преступников могут отсутствовать черты, типичные для преступников.

 Возможно, в основе попыток найти специфические свойства преступников, присущие только им и отличающие «их» от законопослушных  «нас», лежит древнейшее стремление людей отграничить «своих» (хороших, близких, родных) от «чужих» (плохих, подозрительных, опасных). «Мы» - это  всегда «люди», тогда как «они» - не совсем люди» (Поршнев, 1966).

Образ преступного человека, подлежащего жесточайшим наказаниям, формируется общественным сознанием и властью в назидание другим, чтобы другим неповадно было. «Идея качественного, существенного отличия преступника от остальных людей, персонификация зла, остается одной из самых устойчивых социально-психологических категорий». (Яковлев,1985).

  Какими  социальными  потребностями, какими  социальными целями вызывается к жизни такая тенденция? Чем больше безупречности приписывается  обществу, тем более порочным выглядит преступник. В этом случае все  социальные беды и просчеты общества можно объяснить  злой волей определенной категории людей.  Образ преступника нужен для того, чтобы бороться со злом, с преступностью. Но это не единственная причина. Необходимость вызывается еще и тем фактором, чтобы  «заклеймив тех, кто внизу  социальной структуры, придать ореол непогрешимости и добродетели тем, кто наверху этой структуры» (Яковлев, 1985).

Поиски «гена  преступности».  Были времена, когда считали, что преступниками рождаются (теория прирожденного преступника Ломброзо). Однако  бурно развивающаяся наука 20 века  «гена преступности» все-таки не обнаружила. Дальнейшие исследования в этой области подтвердили, что преступниками  не рождаются, ими -  становятся.

Чем психологически преступники отличаются от других людей? Сравнительное  исследование личности больших групп преступников и законопослушных граждан показало, что первые отличаются от вторых значительно более высоким уровнем импульсивности, то есть склонностью действовать по первому побуждению, и агрессивностью, что сочетается у них с высокой  чувствительностью и ранимостью  в межличностных взаимоотношениях. Такие лица чаще применяют насилие в различных конфликтных ситуациях. Преступники в отличие от непреступников хуже усваивают требования норм (правовых, нравственных). (Антонян,1987).

  Им характерно отчуждение  от общества и его ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т.д.). Отчужденность преступников выражается в том, что у них невысокий уровень образования и производственной квалификации, отсутствует семья и слабы связи с родственниками, они часто меняют место жительства и место работы. У них плохая приспособляемость.

 Наличие отличительных черт личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Однако основная масса преступников  отличается определенными особенностями.

Криминогенный тип личности. В реальной жизни есть немало людей, которым свойственны негативные признаки, но они не совершают преступлений. Есть мнение, что  у преступника  такие свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества – способность совершить преступление. Это качество получило название «криминогенность» и дало основание для выделения криминогенного типа личности.

 Исследования, проведенные под руководством проф. Долговой А.И., показали, что  криминогенной личности  соответствуют  следующие признаки: формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи), совершение аморальных проступков  и разного рода правонарушений,  отчуждение от ценностей, принятых в обществе, отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения, выработка социально-психологических механизмов самозащиты, активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов и т.д.            

Криминализация личности.  Процесс формирования криминогенной личности получил название криминализации личности. Начало этого процесса может быть положено задолго до совершения преступления. Совершение преступления оказывается не только закономерным фактом, но и признаком состоявшейся ее криминализации.

          

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

Семья – главное звено той причинной цепочки, которая выводит на преступное поведение. Ранняя  социализация, происходящая в семье,  – самая важная, потому что ребенок  бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы.    

  Как показывают психологические исследования личности преступников,  уже взрослым человек часто воспроизводит  в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период детства. Например, он может с помощью грубой силы  разрешить конфликт так, как это раньше делали его родители. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле  есть продолжение, следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.

Эмоциональное отношение к ребенку. Последние научные данные  показывают, что решающую роль в формировании личности ребенка  играет  не состав семьи, не отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, пусть и противоправное поведение, а  их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив, отвержение.

 В семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются  такие качества, как  доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Напротив, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание  нередко вызывает эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого может быть отставание в развитии интеллекта, нарушения психического здоровья, плохая успеваемость в школе, совершение аморальных и противоправных проступков.             

Непринятие своего ребенка может быть  и скрытым, отношения между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по - своему и мало интересуется жизнью другого. Нередко это происходит  в семьях, в которых  родители слишком заняты  работой.

 Психологам известно, что в  результате эмоционального отвергания родителями ребенка, его неприятия или  лишения родительской ласки  в его психике на бессознательном уровне формируются  беспокойство, боязнь утраты  своего «я», своего положения  в жизни, ощущение враждебности окружающего  мира. Все названные качества  можно назвать тревожностью, понимая ее как страх небытия, несуществования. Этот страх может иметь два уровня – страх смерти (высший уровень) и постоянное беспокойство и неуверенность (низший уровень).

 Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать  свой биологический статус, свое биологическое существование – отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, субъективно воспринимаемого как враждебный. Рядом специальных  психологических исследований установлено, что наиболее характерной  чертой убийц является повышенная восприимчивость, ранимость, ожидание угрозы со стороны среды.

 Если тревожность сохраняется  на уровне  постоянного беспокойства и неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социальное  существование путем совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений.

По с равнении с другими будущие преступники совершенно иначе видят окружающий мир и соответственно реагируют на его воздействия. Их ведущей чертой становится постоянное стремление к самоутверждению,  защите себя и своего «Я», отстаиванию своего места в жизни. Тенденция к самоутверждению может утверждаться  за счет снижения статуса другого человека, его унижения и даже уничтожения. Именно такие люди обладают наибольшей степенью внутренней несвободы и весьма предрасположены к противоправному поведению.

 У тревожных личностей угроза бытию, биологическому и социальному, способна преодолеть любые нравственные преграды или правовые запреты. Поэтому  не учитывается  и угроза сурового наказания.

Роль семьи сегодня. Одна из главных функций семьи – формирование у ее членов способности учитывать в своем поведении интересы других людей, общества.

Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру,  обеспечивает тем самым его первичную, но чрезвычайно важную социализацию, то есть «через себя» вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, закладывается основа для весьма вероятного отдаления в будущем  и от других людей, а значит  и от общества и его ценностей.

  К сожалению, сегодня семья меньше, чем раньше, способна эффективно контролировать поведение своих членов, которые в свою очередь далеко не всегда находят в ней возможность психологической разрядки и отдыха.

Других аспекты формирования личности преступника в семье. Психологическое отчуждение ребенка родителями – не единственная причина формирования  личности преступника. Нередко это происходит иным путем: родители демонстрируют  ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения (постоянное пьянство, хулиганские выходки…).

 Криминогенные последствия может иметь  и такой недостаток семейного воспитания, когда родители  заботятся об удовлетворении лишь материальных  потребностей ребенка, не приучая  его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими.

Сверстники.  Известно, что в младенчестве авторитетом для человека являются его родители. В начальной школе авторитет родителей теснит влияние учителя. А в подростковом возрасте на первое место выдвигается авторитет группы сверстников.

 Неблагоприятное формирование личности  может  продолжаться  в антиобщественных   группах сверстников.  Отвергнутые семьей дети обязательно объединяются  в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки.

Конкретная жизненная ситуация. Нередко криминогенным фактором выступает конкретная жизненная ситуация. Бедственное материальное положение может послужить стимулом корыстного преступления, а сложная дорожная обстановка – транспортного преступления. Поэтому «случайное стечение обстоятельств»  и «стечение тяжелых жизненных обстоятельств» могут учитываться в качестве смягчающих наказание (ст. 61 УК РФ).

 Существует определенное  соотношение роли личности преступника и конкретной жизненной ситуации (КЖС) в генезисе преступления: чем «лучше» личность, тем большая роль принадлежит КЖС (нужны исключительно неблагоприятные обстоятельства, чтобы законопослушная личность совершила преступление). И наоборот - чем «хуже»  личность, тем безразличнее КЖС, которая будет  специально создаваться для оправдания содеянного (классический пример-просьба закурить и последующее избиение или ограбление «непослушного»).

    

3. КЛЕЙМО.

Клеймо как суть личности. В  процессе превращения нормального человека в преступника  важен  даже не сам факт кражи или убийства, а процесс стигматизации. Именно в результате этого процесса индивид начинает входить в предписанную ему роль. Это  происходит в момент социальной реакции на отклоняющееся поведение, которое официально выражается в возбуждении против виновного уголовного дела, а особенно – в момент  публичного объявления   в зале суда данного лица  преступником -при оглашении приговора. В дальнейшем, в период отбывания наказания лицо, официально признанное преступником, подвергается воздействию, направленному на его деградацию,- специальная стрижка, специальная одежда, охрана и т.п. Этот подход заявляет о «состоявшейся карьере» преступника,  и все общество воспринимает это заявление как окончательную  характеристику. Человек действительно чувствует себя преступником.

             Стигматизировав, т.е. заклеймив человека  как преступника (также как и любых других людей с отклоняющимся поведением-алкоголика, психически больного, гомосексуалиста и т.д.), общество отвергает его.

Изгнание. В древние времена одним из самых  суровых наказаний за совершенное преступление было изгнание оступившегося из общины. Для того времени это означало  физическую смерть: выжить в одиночку  в те времена человек не мог.

           Прошло много веков, но суть реакции общества на совершенное преступление не изменилась: оно также продолжает «изгонять» своих членов за совершенные проступки. Разница лишь в том, что теперь «изгнание» завершается  не физической смертью, а социальной. Поэтому неудивительно, что базу преступности (а также иных форм девиантности - алкоголизма, наркотизма, проституции и т.д.) составляют именно «исключенные», никому не нужные  люди.        

Выводы. Жизнь показывает: в преступнике не допустимо видеть  только носителя социального зла, ведь это личность с ее неповторимостью, страстями и сложностями, только ею прожитую жизнь, какой бы неправедной она ни была.

           Но самое  главное даже не в этом. Своим  всегда резко негативным отношением к оступившимся мы сами способствуем  процессу их  становления в роли преступников. А это  в свою очередь дает нам  неуклонное увеличение числа  совершаемых преступлений. Вот такой  вот замкнутый круг получается.

   Инга Казакова, преподаватель уголовного права и криминологии, г. Кемерово.


  предыдущая страница

На главную страницу   

следующая страница


К ПАРУСу  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Каталог ресурсов Сибири