Любовь, красота, знание

             

 
Предыдущая страница  На главную  Следующая страница

2(10)   (10 февраля 2004)    страница 3

  Rambler's Top100

      ОБЛАСТНАЯ  ОБЩЕСТВЕННАЯ  ГАЗЕТА  ДЛЯ  СЕМЕЙНОГО  ЧТЕНИЯ    



 

океан учения

 

«ПОЧЕМУ НЕ ПРОЖИТЬ НАМ ЖИЗНЬ ГЕРОЯМИ ДУХА?»

Такова тема Третьих Международных Педагогических Чтений, которые проходили

в Москве с 9 по 11 января 2004 года под девизом: «Жизнь героя ведет человечество».

    Три дня Московский Дом Учителя работал в напряженном ритме. Если в Чтениях – 2003 принимало участие свыше 300 представителей из 65 городов, то Чтения – 2004 собрали более 500 человек из 115 городов России, Латвии, Литвы, Эстонии, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Грузии. В четырех залах Дома были проведены заседания 8 круглых столов по темам:

«Учитель призван быть героем»,

«Учитель-художник жизни»,

«Учитель в жизни ребенка»,

«Духовный подвиг семьи»,

«Облик учителя-героя духа: история и современность»,

«От чего нам необходимо отказаться»,

«Урок – поле учительского героизма»,

«Подвиг руководителя образования».


   Каждый день открывался литературно-музыкальной композицией. Поэтессы Марианна Озолиня, Татьяна Чечина, Марина Скробова и композитор, учитель музыки, первый «Учитель года России» (1992) Антон Заруба – создавали неповторимую, возвышенную атмосферу начала каждого дня Чтений.

 

9 января

Первая общая встреча

«Мы рождены быть героями духа».

В чем же героизм духа современного учителя? На этот вопрос каждый выступающий отвечал по-своему.

Рыцарь гуманной педагогики, Член-корреспондент Российской Академии образования Д.Зуев: «Мой критерий духа – это СОВЕСТЬ. Если она есть, то человекШалва Амонашвили и Наталья Головина. «Я с большой радостью расскажу вам о том, что мне удалось увидеть и услышать на Третьих Чтениях по гуманной педагогике». несет духовность…».

Начальник департамента образования г. Баку А. Джангиров «…В наше время все учителя гуманной педагогики – герои духа…».

Рыцарь гуманной педагогики, заслуженный врач РФ, педагог А.Дубровский: «Три моих формулы жизни: «Спешите делать добро», «Ищите счастье в семье» и «Будьте совестливы»….»

«Учитель года России 1992» А.Заруба: «…Геройство духа – это незаметный, повседневный героизм…».

Круглый стол «Духовный подвиг семьи» собрал более 70 человек. Маленькая голубая гостиная Дома Учителя не могла вместить всех желающих, участники стояли в проходах, сидели на подоконниках, мужчины благородно уступали места дамам. Начался стол с довольно тревожного выступления руководителя круглого стола Ирины Алексеенко (г. Клайпеда): « …По прогнозам социологов многих стран к 2030 году на Земле исчезнет такая форма человеческих отношений, как «Семья»... Выродится…».

Однако выступления 18 докладчиков опровергали этот прогноз.

«…Сегодня семья приобретает особую ценность и может существовать и развиваться даже для детей из детских домов, детей с психическими проблемами. Мы доказываем это своим существованием…», - звучало в докладе учителя семейного детского дома «Китеж» Ю. Хлопеловой.

«… Герои духа любят путь трудный, ибо как они смогут испытать себя?.. Духовный подвиг семьи – это вырастить детей так, чтобы научить их осознанию ценности человеческой жизни, жить совместной с детьми жизнью…», - призывала директор школы М. Баранюк (г. Таллин).

Руководитель лаборатории «Ранний возраст» города Ростов-на-Дону М.Баранова считает: «…Миссия родителей –увидеть миссию и неповторимость ребенка и помочь ему раскрыться… Для этого необходимо знание…»

«…Духовный подвиг семьи – не накормить, одеть, а создать обстановку теплоты, уюта, доброты, доверия, единения… Я предлагаю для этого возродить традицию семейных чтений по программе Владимира Андреевича Невского…», - предложила

С. Высоцкая, учитель русского языка и литературы (г.Клайпеда).

   « Отец и Мать должны быть понятиями с большой буквы…Но даже один самодостаточный человек может создать для ребенка полноценную семью, где живет любовь. Там же, где утверждаются амбиции, успех, а не смысл жизни и дух, даже при маме и папе - семьи нет!», - звучало на этом заседании.

 

10 января

Вторая общая встреча

«Умейте быть там, где герои духа».

Писатель, учитель истории, организатор и вдохновитель семейного детского дома «Китеж» Дмитрий Морозов (г.Калуга) очень ярко описал жизнь своего детища, «оазиса гуманной педагогики». Совсем недавно детский дом «Китеж» был принят в члены Международного терапевтического сообщества (Англия). Много интересного и полезного можно взять из опыта этих замечательных людей, 15 педагогов, воспитывающих 35 детей в своих семьях. Их адрес в интернете: http://kitezh.nm.ru, e-mail: kitezh@kaluga.ru, tel: (8-084-54) 23-2-24.

С научной точки зрения провел анализ обсуждаемой темы ученый с мировым именем, физик, рыцарь гуманной педагогики Анатолий Евгеньевич Акимов. В его докладе «Физика геройства духа» было выявлено восемь составляющих геройства духа: высокий уровень духа и добра; устремление к высоким целям; решимость реализации перемен; физическая стойкость; стойкость духа; способность пройти путь…; лабильность с людьми, гибкость, диалог без грубости (консерватизм – бедность духа); глубокая скромность без саморекламы и самолюбования.

О поразительных результатах своих исследований доложил композитор, поэт, писатель, врач Лаборатории пренатальной педагогики Российского восстановительного центра формирования ребенка Михаил Львович Лазарев. Его «поющие беременные женщины» рожают детей, значительно опережающих в развитии обычных здоровых новорожденных.

Закрывая вторую общую встречу, Шалва Александрович Амонашвили подвел итог: «Закон образовательного мира простой: «Человек созидается человеком». Какие мы – такие дети будут. Отсюда вопросы: «Кто я есть? Как я меняюсь?» Подлинный героизм – это тихий героизм каждого дня».

А далее снова – заседания на круглых столах…

Круглый стол – «Учитель-художник жизни». Михаил Борисович Зыков, Академик РАО, психолог предлагает прием для стойкости: «Призывайте людей нашего материального мира: «Возвращайтесь к духовности, она очень выгодна!…Духовные люди, во-первых, живут на одиннадцать лет дольше. Во-вторых, делают поразительную карьеру. В-третьих, обладают великолепным здоровьем, что также выгодно материально». И он привел убедительные доказательства этому.

Каждый день, за полтора часа до начала Чтений участники имели возможность услышать Шалву Александровича, задать ему вопросы. Много ценных мыслей впитали они, много ответов на трудные, жизненно важные вопросы получили…

В кулуарах, во время часового обеденного перерыва, вечерами и по утрам мы знакомились, обменивались мнениями, идеями, щедро делились своими открытиями. Слушатели Чтений объединялись в некие «сообщества мыслей». Мыслей, проникнутых высоким духом. Так, Елена Николаевна Черноземова (г. Москва) провела удивительную экскурсию: участники Чтений посетили скульптурную композицию «Дети – жертвы пороков взрослых» Михаила Шемякина, которая была установлена 9 сентября 2001 года на аллее Ильи Репина. Двенадцать современных пороков взрослого мира окружают двух беззащитных маленьких детей, глаза которых завязаны. Эта композиция призывает нас, взрослых людей, одуматься пока не поздно…

11 января

День третий

С утра работали Круглые столы.

Круглый стол «Облик учителя – героя духа: история и современность» открылся докладом Д.Д.Зуева. Он рассказал о 50 томах Антологии гуманной педагогики, поделился своими мыслями о философской системе Ш.А.Амонашвили…

«От чего нам надо отказаться» - Круглый стол, который проводился в паркетном зале, был заполнен слушателями до отказа. Докладчики, каждый с вершин своего собственного опыта, отвечали на вопрос–тему стола. От чего же отказывались учителя в своих выступлениях – исповедях? От фальши в угоду начальству. От показухи. От страха. От родительских собраний, где говорят вслух и всем о каждом ребенке. От неинтересных уроков. От лени. От частицы «не», критицизма, категоричности…Это возможно при духовном покое и обращении внутрь себя.

Наполненные духовным зарядом, с горящими глазами собрались участники Чтений на завершающую общую встречу

«Действуя во имя духа, герой не отрывается от Земли».

Первой слово получила учитель физики из города Клайпеда Ирена Стулпинене. В каждой теме своего урока она раскрывает нравственные законы жизни, одухотворяя обычные законы физики. Например, такие идеи помогают понять и осознать Закон всемирного тяготения: «Если двигаться перестанем – упадем, сгорим бессмысленно; без стержня нет притяжения, но стержень надо найти; закон Ньютона есть земное отражение всемирных законов иерархии и свободной воли…». Можно только позавидовать ее ученикам…

Марина Шишова, директор школы № 200 г.Москвы, руководитель стола «Учитель призван быть героем» заметила: «В слове «призван» мы слышим «зов»… Герой духа –ежедневно побеждает сам себя …».

В заключительной речи Шалва Амонашвили дал участникам Чтений напутствие:

« Изменить самого себя, жить по принципам гуманной педагогики и улавливать четвертое измерение в обыденной жизни».

Была провозглашена тема IV Международных Педагогических Чтений 2005 года – «Без сердца что поймем?».

«Мы теперь живем между Чтениями. От Чтений – к Чтениям», - сказал Шалва Амонашвили в приветственной речи участникам. И он был прав! Работая над собой, поднимаясь все выше и выше в осознании вечных истин гуманной педагогики, мы будем стремиться на эти встречи вновь и вновь…

Наталья Головина, руководитель детского

образцового танцевального коллектива «Сюрприз»,

г.Кемерово

Чтения проводились

Международным Центром Гуманной Педагогики

при поддержке:

Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке,

Министерства образования РФ,

Российской Академии образования,

Департамента образования г. Москвы,

Московского Городского Педагогического Университета,

Международного Центра Рерихов (МЦР),

Латвийского отделения МЦР,

Издательского Дома Шалвы Амонашвили,

Московского Дома Учителя,

Типографии «Parks reklamai».

Информационная поддержка:

«Учительская газета»,

газета «Первое сентября»,

газета «Содружество»,

журнал «Культура и время»,

журнал «Три ключа».


Удостоены звания«Рыцарь гуманной педагогики» и награждены золотым значком "Сердце и Лебедь":

  1. Валерия Гивиевна Ниорадзе, профессор МГПУ, г.Тбилиси, Грузия
  2. Марина Андреевна Баранюк, директор школы, г. Таллин, Эстония.
  3. Ирена Стулпинене, учитель физики, г.Клайпеда, Литва.
  4. Марина Игоревна Шишова, директор школы №200, г. Москва.
  5. Светлана Георгиевна Руденко, директор школы № 38, г. Санкт-Петербург.
  6. Янис Гайлис, начальник департамента образования г. Резекне, Латвия.
  7. Григорий Николаевич Шевелев, руководитель АНКО "Звенигород", г. Магнитогорск.

 


 

ИЗМЕНЯЕМСЯ МЫ - ИЗМЕНЯЕТСЯ МИР!

Вот уже третий раз судьба дарит мне счастливую возможность присутствовать на I, II, а теперь и III Международных Чтениях по гуманной педагогике. Я вижу, как с каждым годом растёт гуманное мастерство участников Чтений, возрастают глубина и мудрость выступлений, увеличивается количество участников, расширяется география представленных городов и стран.

Радостно, что в России гуманная педагогика получает широкое признание. И не только среди рядовых педагогов, но и на уровне высоких государственных учреждений. Все большее число россиян начинает понимать, что оптимальный выход из кризиса, в котором находится не только система образования, но и наше общество в целом, возможен лишь через развитие гуманного подхода к детям. А гуманный подход заключается, прежде всего, в собственном примере нравственного совершенствования и в донесении до ребёнка понимания его жизненной задачи. Нравственный стержень и осознание своего предназначения сделает человека неуязвимым и стойким в жизненных испытаниях. В массовом масштабе это приведёт к сокращению числа негативных явлений в молодёжной среде и, в целом, в обществе.

Шалва Александрович, призывая нас к расширению горизонтов познания, сделал акцент не только на количестве прочитанных книг, но и на качественном постижении идей педагогики сотрудничества: «Если вы постигнете всю глубину, весь подтекст учения хотя бы одного, созвучного себе, классика гуманной педагогики, и поэтапно претворите его идеи в своей педагогической деятельности и жизни, вы станете гениальным, великим педагогом! Учение одного классика вмещает в себя мысли всех остальных, так как основа гуманизма едина».

На свершившихся Чтениях состоялся серьезный разговор о героизме духа и подвижничестве педагогов, родителей. Только улучшив себя можно облагородить среду вокруг ребенка. Работа над собой нелегка и под силу лишь герою духа.

Виктор Вальков, педагог, г. Кемерово.

 

  предыдущая страница

На главную страницу   

следующая страница


К ПАРУСу  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Каталог ресурсов Сибири